<< обратно

 


«апись и редактирование звукового файла с помощью программы Sound Forge


“еперь каждый желающий, затратив небольшие денежные средства, может оборудовать у себ€ дома звуковую мини-студию, и получать с ее помощью аудиопродукцию вполне профессионального качества. –ечь идет, конечно, об аудиостудии, использующей компьютерную обработку звука. ќбработка звука на компьютере имеет огромные преимущества перед традиционной, использующей аналоговые магнитофоны, микшеры, блоки эффектов и прочую дорогую и громоздкую аппаратуру, которую дома разместить невозможно. ѕодобное оборудование обходитс€ в дес€тки раз дороже музыкальной студии на базе компьютера и дл€ непрофессионала €вл€етс€ лишь преп€тствием, а не помощником.

¬ компьютерной музыкальной студии функции аналоговой аппаратуры выполн€ет программное обеспечение. ƒл€ продуктивной работы нужно иметь MIDI-секвенсер, желательно, с аудио возможност€ми (Cakewalk Pro Audio, Cubase Audio), программу дл€ многодорожечной стереозаписи на жесткий диск (SAW Plus, Samplitude), и программу дл€ редактировани€ аудиофайлов, о которой мы в этот раз и поговорим. —уществует множество аудиоредакторов дл€ записи и обработки звука и выбор какого-либо из них напр€мую зависит от целей, которые вы перед собой ставите, сад€сь за работу. ’орошо, конечно, иметь множество программ, по-разному реализующих необходимые функции, но такой подход может только запутать вас, да и пользоватьс€ вы будете в 80% случаев только одной - двум€ (если у плотника восемнадцать молотков, то об€зательно какой-то из них - любимый). ¬сегда хочетс€ иметь универсальную программу, на высоком профессиональном уровне решающую все встающие перед вами задачи.

ќдной из таких программ €вл€етс€ Sound Forge фирмы Sonic Foundry, Inc. Ёто одна из самых попул€рных и действительно полезных программ, предназначенных дл€ обработки аудио на профессиональном уровне. — ее помощью можно обрабатывать аудиосигнал, измен€€ его до неузнаваемости или же редактировать неудачно записанную партию какого-либо музыкального инструмента. Sound Forge успешно объедин€ет в себе практически полный набор современных звуковых эффектов и мощные средства редактировани€ звуков дл€ последующего их использовани€ в сэмплере.

Ѕлагодар€ удобному интерфейсу и большому числу предустановок с программой могут успешно работать также любители и полупрофессионалы.

ћы используем 32-разр€дную версию Sound Forge 3.0d дл€ Windows 95/NT. 16-разр€дна€ верси€ 3.0d внешне полностью идентична рассматриваемой и отличаетс€ только меньшей производительностью. ƒл€ работы с программой необходим IBM-совместимый компьютер не ниже 386 (рекомендуетс€ 486DX), 8 мегабайт оперативной пам€ти и 5 мегабайт на жестком диске дл€ установки программы. Sound Forge работает с любой звуковой платой, способной оцифровывать звук и имеющей драйверы дл€ Windows 95/NT, например Sound Blaster 16.  роме того, дл€ работы с оцифрованным звуком необходимо иметь достаточное количество свободного места на жестком диске (одна минута стереозаписи с качеством компакт-диска занимает около 10 мегабайт). ƒл€ качественной записи и воспроизведени€ звука необходим достаточно быстрый жесткий диск со средним временем доступа не больше 12 миллисекунд.

–аботу с программой лучше всего начать с настройки ее интерфейса. ƒоступ ко всем функци€м можно получить из главного меню, но дл€ упрощени€ и ускорени€ работы хорошо использовать линейки инструментов, на которых расположены кнопки с пиктограммами. Ќажатие на кнопку эквивалентно выбору соответствующей команды из главного меню. ¬ызываютс€ линейки инструментов из главного меню (File/Preferences/Toolbars). ќтметив необходимые линейки крестиком, разместите их по периметру окна программы (–ис. 1).

ƒалее выберите драйверы вашей звуковой платы дл€ аудиозаписи и воспроизведени€ (File/Preferences/Wave), а также дл€ MIDI (MIDI вход и MIDI выход), если вы собираетесь использовать Sound Forge вместе со внешними MIDI-устройствами или другими программами, поддерживающими MIDI (File/Preferences/MIDI/Sync).

“акже можно установить врем€ предварительного просмотра различных звуковых эффектов, которые вы будете примен€ть (File/Preferences/Previews). ¬озможность оценить результат действи€ примен€емого к звуковому сигналу преобразовани€ до полной обработки файла значительно сэкономит вам врем€ при работе с большими объемами информации. ¬полне достаточно 5-10 секунд. Ќа этом мы закончим минимальные настройки и непосредственно приступим к работе с программой.

ƒл€ начала поставим перед собой простую задачу: записать звуковой фрагмент и провести его обработку наиболее часто используемыми эффектами, обогатив тем самым звуковой спектр аудиосигнала. ќткроем новый файл, нажав на кнопку или выполнив команду File/New.  онтроль над записью, воспроизведением и перемоткой к началу и концу файла осуществл€етс€ управл€ющими кнопками, расположенными в правой верхней части экрана и напоминающими соответствующие кнопки бытового магнитофона. ƒл€ записи используем микрофон или любой другой источник сигнала, например, магнитофон или CD-проигрыватель, подключенный ко входу звуковой платы. ”ровень входного сигнала можно регулировать программно при помощи микшера, встроенного в Sound Forge (Window/Mixer), в Windows или поставл€емого в комплекте со звуковой платой. ƒалее, нажимаем на кнопку записи (Special/Transport/Record) и видим перед собой вспомогательное меню (–ис. 2). ¬ этом меню выбираетс€ формат записываемого файла [: Mono/Stereo, Sample Size (разр€дность), Sample Rate (частота дискретизации)], режим записи (замена предыдущего дубл€ последующим, последовательна€ запись дублей), тут же наход€тс€ и индикаторы уровн€ входного сигнала. ‘ормат файла можно выбрать и заранее в меню Edit/Data Format. ќбратите внимание: кнопка Remote дает вам возможность управл€ть записью в Sound Forge из любой другой программы, например, из MIDI-секвенсера. ¬ этом случае вы сможете с помощью Sound Forge записывать аудиотрек реального инструмента под MIDI-аккомпанемент вашего секвенсера. »так, чтобы начать запись, достаточно нажать кнопку Record и приступить непосредственно к звукоизвлечению. ƒл€ прекращени€ записи нажмите кнопку Stop, по€вившуюс€ на месте кнопки Play. «атем закройте вспомогательное меню (Close) и приступайте к редактированию записанной фонограммы.

—начала необходимо удалить заведомо лишние паузы в начале и в конце файла, по€вившиес€ в результате задержки между моментом нажати€ кнопки Record/Stop и началом/окончанием звукоизвлечени€. ƒл€ этого нужно отметить подлежащую удалению область файла и выполнить команду Edit/Clear (или нажать Delete на клавиатуре). ќбласти файла отмечаютс€ очень просто - точно так же, как вы делаете это в текстовом редакторе: ставите мышь в выбранное место на экране и двигаете ее вправо или влево, предварительно нажав левую кнопку, затем отпускаете кнопку. ќтмеченна€ область окрашиваетс€ в черный цвет. «аметьте, что если вы работаете со стереофайлом и хотите отметить оба канала сразу, то курсор нужно ставить недалеко от горизонтальной линии, раздел€ющей стереоканалы. ≈сли же вам нужно отметить область только на одном из каналов, то курсор ставьте ниже среднего уровн€ правого канала или выше среднего уровн€ левого. —ам курсор изменит в этом случае форму на или .

»ногда паузу перед началом файла нужно оставить, особенно, если записанный трек был синхронизирован с другим приложением или внешним MIDI-устройством. ¬ этом случае следует избавитьс€ от всех шумов, присутствующих в паузе, выделив ее и нажав кнопку (Process/Mute).

≈сли сигнал слабо измен€етс€ по громкости (например, если это звук электрогитары с эффектом Distortion), то полезно слегка ограничить его по уровню дл€ того, чтобы избежать возможных искажений в процессе дальнейших преобразований. ƒл€ этого нажмите (Effects/Dinamics) и в по€вившемс€ меню (–ис. 3) поставьте отметку у надписи Limiter, затем в поле Name выберите -3dB limiter и жмите на OK.

ќбратите внимание, что при обращении к любому эффекту, требующему дополнительных настроек, перед вами по€вл€етс€ удобное вспомогательное меню, предоставл€ющее возможность регулировать любые параметры эффекта. „тобы избежать довольно сложных в некоторых случа€х регулировок, в поле Name можно сделать выбор из нескольких предварительных настроек.

ƒалее иногда полезно пропустить файл через эквалайзер, чтобы придать звуку желаемый тембр. ¬ Sound Forge имеетс€ два основных типа эквалайзера: параметрический ( или Tools/Parametric EQ) и графический (или Tools/Graphic EQ). ѕараметрический эквалайзер позвол€ет усилить или подавить выбранную вами полосу частот, графический же 10-полосный эквалайзер дает более гибкий контроль над звуком и представлен в виде панели обычного аналогового эквалайзера, с которым многие из вас наверн€ка знакомы (–ис. 4).

“еперь самое врем€ придать звуку новые краски и оттенки, применив эффект под названием Chorus. Chorus создает впечатление, что звучат два или несколько источников сигнала одновременно. Ёто достигаетс€ путем добавлени€ к исходному необработанному сигналу его копии, задержанной во времени (до 100 миллисекунд) и слегка измененной по высоте. ƒл€ активизации хоруса нажмите (Effects/Chorus) и в по€вившемс€ меню выберите какую-либо предустановку или регулируйте параметры самосто€тельно, измен€€ параметры Input gain (уровень сигнала на входе), Dry out (уровень необработанного сигнала на выходе), Chorus out (уровень обработанного сигнала на выходе), Delay (задержка обработанного сигнала относительно исходного), Mod. rate (частота модулировани€ обрабатываемого сигнала), Mod. Depth (глубина модул€ции), Feedback (в процентах указываетс€, кака€ часть обработанного сигнала подвергаетс€ повторной обработке), Chorus size (количество обработок исходного сигнала эффектом). ƒл€ солирующей электрогитары, например, во многих случа€х хорошо подход€т следующие значени€: Input gain = 100%; Dry out = 100%; Chorus out = 33%; Delay = 30ms; Mod. rate = 0.5Hz; Mod. depth = 8%; Feedback = 15%; Chorus size = 2. ѕеред тем, как применить эффект ко всему файлу, можно предварительно оценить его действие, нажав во вспомогательном меню кнопку Preview.

ќдним из наиболее часто примен€емых звуковых эффектов, подход€щих и дл€ нашего случа€, €вл€етс€ ревербераци€, котора€ используетс€ дл€ придани€ звуку "объема" и дл€ имитации акустических условий различных типов помещений (концертный зал, холл, небольша€ комната и т. д.). ѕрактически ни одна современна€ музыкальна€ запись не обходитс€ без использовани€ реверберации в той или иной мере и звуковым эффектом сейчас можно считать даже не присутствие реверберации, а ее отсутствие. Ёффект реверберации основан на задержке многочисленных копий исходного сигнала во времени. Sound Forge позвол€ет работать с восемью копи€ми, дл€ каждой из которых можно независимо задавать врем€ задержки, амплитуду и размещение в стереоспектре. «адержанные во времени сигналы имитируют первое отражение звуковой волны от стен воображаемого помещени€ и далее подвергаютс€ повторному преобразованию с параметрами Feedback, Mod. rate, Mod. depth и Lowpass (фильтр высоких частот). ѕовторное преобразование служит дл€ имитации тыс€ч переотражений звука, в результате чего становитс€ невозможным услышать какое-либо отдельное эхо в определенный момент времени. ¬ итоге после реверберации мы имеем очень естественный и насыщенный звук. “ак как ревербераци€ использует сложный алгоритм обработки, настройки этого эффекта €вл€ютс€ одними из самых сложных в Sound Forge. ≈сли вы не пользуетесь заданными предустановками, то вам придетс€ потратить довольно много времени дл€ того, чтобы найти нужное звучание. ƒл€ вызова эффекта необходимо нажать кнопку (Effects/Reverb) и выбрать подход€щую предустановку, либо зан€тьс€ регулировками самосто€тельно, при этом в нижней части меню 'Reverb' вы можете видеть эхограмму, отражающую процесс регулировки.

ƒалее можно применить к записанному звуковому файлу такой часто используемый эффект, как Delay/Echo («адержка/Ёхо), который вызываетс€ нажатием (Effects/Delay/Echo). Delay позвол€ет имитировать эхо и создает впечатление, что звук, который вы слышите, раздаетс€ в большом помещении, в горах или же наоборот, в чрезвычайно маленькой комнате. ќчень интересный результат дает предустановка под названием Pseudo-stereo. ≈е нужно примен€ть только к одному из стереоканалов вашего файла.

Ќа этом основную обработку аудиофайла можно закончить, если только вы не хотите добитьс€ чего-нибудь экстраординарного.

—ледует отметить, что три описанных выше эффекта (Chorus, Reverb, Delay/Echo) €вл€ютс€ родственными, в их основу положен принцип задержки одной или нескольких копий исходного сигнала во времени. ѕоэтому примен€ть все эти эффекты сразу к одному звуковому файлу далеко не всегда целесообразно. „асто хватает или одного из них или сочетани€ двух, например, Chorus-Reverb. «вук не должен в итоге оказатьс€ забитым многочисленными эхо и непон€тными шумами. ¬нимательно прослушивайте звуковой файл после каждой обработки и добивайтесь наилучшего результата.

— помощью имеющихс€ в Sound Forge средств обработки можно легко реализовать эффект постепенного нарастани€ громкости звучани€ в начале файла или затухани€ громкости в его конце. ƒостаточно лишь выделить требуемую область звуковой волны и нажать (Process/Fade/In) дл€ получени€ эффекта нарастани€ громкости или (Process/Fade/Out) дл€ ее затухани€. »зменени€ амплитуды сигнала на прот€жении всего файла можно задавать и графически ( или Process/Fade/Graphic). √рафическое представление очень нагл€дно и предоставл€ет вам определенную свободу творчества.

ќписанные выше звуковые эффекты используютс€ при обработке чуть ли не каждого звукового файла.  роме них, Sound Forge предлагает и множество других широко распространенных инструментов, которые очень интересны, но используютс€ далеко не всегда (в основном, в тех случа€х, когда вы хотите добитьс€ чего-нибудь очень уж оригинального или самосто€тельно создаете какой-либо несуществующий в природе звук). Ёто такие специфические эффекты, как Flange (, Effects/Flange), интересным образом измен€ющий тембр сигнала, Reverse (, Process/Reverse), позвол€ющий воспроизвести звуковой фрагмент задом наперед, Pitch Bend (, Effects/Pitch Bend), измен€ющий высоту звука в соответствии с заданной огибающей, Gapper/Snipper (, Effects/Gapper/Snipper) - с его помощью можно, например, превратить голос человека в голос робота, Amplitude Modulation (амплитудна€ модул€ци€: , Effects/Amplitude Modulation), позвол€ющий добитьс€ как медленного тремоло, так и необычных искажений звука, Distortion (, Effects/Distortion) дл€ имитации перегрузки усилител€ и так далее.

ѕоговорим теперь о других возможност€х Sound Forge. ѕри записи партии какого-либо музыкального инструмента можно ошибитьс€ в исполнении и вз€ть фальшивую ноту (обидно, да?). ≈сли вы не хотите переписывать партию заново (лучше все-таки переписать), то вам на помощь придет такой мощный инструмент редактировани€, как Pitch Change. ѕросто выделите мышью в картине звуковой волны фрагмент, соответствующий неверно вз€той ноте, нажмите на (Effects/Pitch Change), во вспомогательном меню сделайте отметку Preserve Duration (не измен€ть длину фрагмента), поправьте высоту ноты, измен€€ значени€ чисел в окнах Semitones (полутона) и Cents (центы) и нажмите OK. ¬се, теперь вы успешно обманули потенциального слушател€.

ќчень полезной на практике оказываетс€ возможность ускор€ть или замедл€ть звуковой фрагмент, не измен€€ при этом его высоту (, Process/Time Compress/Expand). ћузыканты могут "разгадывать" быстрые пассажи, замедл€€ их, или провер€ть, как будут звучать в требуемом темпе музыкальные фразы, которые они не могут еще сыграть достаточно быстро.   сожалению, диапазон сжати€/раст€жени€ не очень широкий: ускор€ть фонограмму можно в два раза, а замедл€ть всего в полтора. Ётот эффект также наверн€ка понадобитьс€ тем, кто пользуетс€ распростран€емыми на CD-ROM библиотеками Drum Loops (зацикленные во времени ритмические рисунки, исполненные ударными инструментами). — помощью сжати€/раст€жени€ во времени можно в разумных пределах ( 10-15%) варьировать темп исполн€емой на барабанах фразы (Ш

≈ще один часто используемый и полезный эффект - это Noise Gate (, Effects/Noise Gate). ќн позвол€ет избавитьс€ от всех шумов, присутствующих в паузах, когда основной сигнал временно прекращаетс€. —уть эффекта в том, что он убирает все звуки и шумы, амплитуда которых ниже заданного вами уровн€.

Ѕольшую ценность программа представл€ет и дл€ тех, кто занимаетс€ созданием звуков дл€ последующего их использовани€ в сэмплере. ¬ состав Sound Forge входит такой мощный и удобный инструмент, как Loop Tuner, предназначенный дл€ создани€ и редактировани€ зацикленных во времени участков звука (loop). ѕодобна€ техника (looping) позвол€ет добитьс€ сколь угодно долгого звучани€ коротких звуков в сэмплере. ƒл€ того чтобы приступить к редактированию с помощью Loop Tuner, необходимо сначала выделить мышью ту часть вашего сэмпла, которую вы хотите превратить в loop, и выполнить команду Special/Edit Sample (или же нажать левую кнопку мыши на верхней горизонтальной шкале измерени€ и так же выбрать из всплывающего меню команду Edit Sample). «атем в по€вившемс€ вспомогательном меню нужно поставить отметки у надписей Sustaining (или Sustaining with Release), Infinite Loop и нажать OK. “еперь можно задействовать сам инструмент Loop Tuner командой View/Loop Tuner (–ис. 5). ¬ верхнем окне изображен весь записанный вами трек в полном объеме, а в нижнем вы видите в максимальном увеличении место "стыка" начала и конца выделенного участка. Ќашей задачей теперь €вл€етс€ как можно точнее подогнать "места склейки" друг к другу. ‘актически нужно, чтобы волна конца выбранного нами участка (лева€ половина нижнего окна) €вл€лась как бы естественным продолжением волны его начала. Ќачальна€ и конечна€ точки цикла легко перемещаютс€ с помощью имеющихс€ средств контрол€: . ћожно перемещать обе точки сразу, предварительно зафиксировав длину зацикленного участка кнопкой . Ќе стоит делать слишком короткий loop (короче 50 миллисекунд не рекомендуетс€), так как высота звука может в результате оказатьс€ измененной. Ќажав на кнопку , вы сможете непосредственно прослушать как звучит loop. ќдной из самых сильных возможностей тюнера €вл€етс€ то, что с его помощью можно редактировать loop пр€мо в процессе его звучани€, то есть вы вносите какое-либо изменение и сразу же слышите как оно отражаетс€ на звуке. “акую возможность предоставл€ют далеко не все программы. ќ качестве проделанной работы судите только по слуху: не должно быть никаких биений и скачков в звучании.  аким образом редактируемый файл будет звучать в сэмплере, можно прослушать, нажав на кнопку , расположенную под верхним окном.

«вук, который в дальнейшем вы планируете загружать в сэмплер, должен иметь максимально возможную амплитуду, не вызывающую искажени€ сигнала. ƒл€ увеличени€ амплитуды используетс€ операци€, называема€ нормализацией (, Process/Normalize).

≈сли модель вашего сэмплера поддерживаетс€ программой Sound Forge, то вы сможете загрузить в него получившийс€ звук простым нажатием на кнопку (Tools/Sampler).

¬ том случае, когда вы работаете с длинным звуковым файлом или выбрали большой масштаб просмотра, то дл€ облегчени€ навигации можно заставить программу запомнить до восьми участков рассматриваемого колебани€. ƒл€ этого найдите интересующий вас участок файла и последовательно нажмите кнопку и одну из кнопок - . “еперь, в любой момент, когда вам нужно будет вернутьс€ к нужному участку файла, просто нажмите соответствующую ему кнопку с номером.

ќбратите внимание, что почти все эффекты можно примен€ть не только к обоим каналам сразу, но и к одному из них отдельно. ќбработка звукового файла одним и тем же эффектом, имеющим на правом и левом каналах различные установки, часто дает очень интересный результат (особенно, это относитс€ к задержке и реверберации).  ак правило, именно такой обработке, различающейс€ по каналам, и подвергаетс€ в насто€щее врем€ солирующий музыкальный инструмент. Ёффекты, примененные к левому каналу, могут совершенно отличатьс€ от эффектов, примененных к правому. ≈динственное ограничение - ваша фантази€. Ќе бойтесь экспериментировать. «аметное вли€ние на конечный результат оказывает и пор€док обработки файла определенным набором эффектов. ѕопробуйте различные варианты (например, EQ-Chorus-Delay или Chorus-Delay-EQ и т.п.).

¬ процессе работы осторожно обращайтесь с процедурой сохранени€, так как операци€ Undo (отмена, ) одноступенчата€, то есть, отмен€ет только последнее примененное к файлу преобразование; если вы зашли в обработке звука слишком далеко и хотите вернутьс€ на пару-тройку шагов назад, то Undo уже не поможет и придетс€ вновь открывать первоначальный файл. ѕоэтому бывает полезно сохран€ть несколько промежуточных копий файла.

¬ заключение хотелось бы отметить, что Sound Forge обладает очень большим числом функциональных возможностей и вр€д ли эта стать€ способна раскрыть их полностью. –ассказав об основных принципах и методах работы с Sound Forge, о важнейших эффектах и инструментах, мы помогли сделать вам лишь первый шаг, и если программа вас заинтересовала, больше экспериментируйте, читайте справочную систему. ¬ конечном итоге вы наверн€ка сможете добитьс€ желаемого результата и, возможно, вам удастс€ открыть какие-то новые методы и способы работы, вовсе не лежащие на поверхности. »збегайте чрезмерной обработки звука различными эффектами - в этом случае получившийс€ результат может оказатьс€ пр€мо противоположным желаемому. Ёффекты должны украшать звук, а не захламл€ть его излишними составл€ющими. “щательно оценивайте результат каждого преобразовани€, чтобы не допустить перебора в звуковых эффектах. ѕолагайтесь на свой слух и довер€йте ему.

”спехов в экспериментах и работе со звуком!


Making Music On Home Computer
јвтор: јнтон ѕавленко -
antoncom@hotmail.com

Hosted by uCoz